СМИ

В Казахстане в Конституции страны гарантирована свобода слова и творчества, запрещена цензура, закреплено право каждого получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.

Газета «Казахстанская правда»

117

С момента обретения независимости и суверенитета Республика Казахстан приступила к проведению коренных преобразований в сфере массовой информации и особое внимание уделяла законодательному обеспечению прав и свобод граждан. Прежде всего это связано с пониманием того факта, что наличие развитых, организационно сильных и свободных средств массовой информации является одним из основных показателей демократического общества. Так, согласно казахстанскому законодательству запрещено любое вмешательство в деятельность СМИ, если она не противоречит закону, а Конституция страны впрямую запрещает цензуру.

Характеризуя развитие информационного рынка Казахстана, начиная с момента обретения им независимости, можно выделить несколько условных этапов.

Первый этап — постсоветский, преимущество государственной монополии на средства массовой информации (до 1992 года), когда практически не существовало независимых СМИ.

Второй этап — этап становления и роста (1992 — 1996 годы), определенный отход государства от безусловного доминирования на информационном пространстве и бурное развитие негосударственных (частных, корпоративных и т.д.) СМИ, сокращение доли государственных СМИ в общем количестве.

Третий этап — либеральный, характеризующийся качественными и количественными изменениями на рынке масс-медиа, массовой приватизацией бывших государственных СМИ, полиграфических предприятий, переходом от государственного финансирования и дотирования средств массовой информации к государственному заказу на проведение государственной информационной политики. Этот этап развития отечественного информационного пространства начался в 1996 — 1997 гг.

Сегодня можно утверждать, что информационный рынок Казахстана вступил в фазу стабильного роста. Сыграли свою роль экономическая поддержка СМИ, принятие мер по повышению конкурентоспособности отечественного медиарынка. Национальный рынок СМИ становится сегментом общего товарного рынка, в котором функционируют те же правила, что и в экономике в целом. Национальный рынок СМИ становится сегментом общего товарного рынка, в котором функционируют те же правила, что и в экономике в целом.