Музыка

Казахская музыкальная культура этого периода представлена самобытным творчеством известных кюйши (виртуозов-домбристов) и народных композиторов. Среди ее ярких представителей особо выделяются Кенен Азербаев, балуан Шолак Баймурзин, Казангап Тлепбергенов, Дина Нупеисова, Укили Ыбрай Сандыбаев, знаменитый композитор Сугур, казахский «соловей» Майра Шамсутдинова. Исполнительское искусство Калия Байжанова, Манарбека Ержанова, покорившего Париж Амре Кашаубаева сложилось в начале XX в.

Домбра

17

Песни народных композиторов Естая «Майдаконыр», Укили Ыбрая «Гакку», кюи Дины Нурпеисовой «Конил ашар» представляют собой замечательные образцы казахской музыкальной классики. Казахская культура начала XX в.,
развиваясь как часть мирового культурного процесса, имела свои специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни, самобытными традициями национального искусства, впитавшего в себя исконно народное творчество и Д. Нурпейсова индивидуальные стили представителей культурно творческой интеллигенции.

Музыка всегда занимала большое место в духовной культуре и социально-общественной жизни казахского народа. Среди десятков музыкальных инструментов народа наиболее распространенными были домбра, кобыз, сыбызгы и сырнаи.

Музыкант, ставший на профессиональный путь, осваивал искусство исполнения у наставника, после чего систематически и надолго выезжал в аулы, участвуя в состязаниях исполнителей. Так поддерживали форму и вокалисты, и инструменталисты. Часто автор и исполнитель выступали в одном лице. Таковы многие казахские анши (певцы) и кюйши (инструменталисты).

Отдельные таланты хорошо исполняли музыкальные произведения различного рода и кюй (инструментальные сочинения традиционной формы), и песню, и поэтико-музыкальное творение (жыр, толгау, терме и другие формы). Тематические, жанровые казахские кюи, песни, танцы сопровождали казахов всю
жизнь.